Право на крышу над головой 04.01.2018

Право на крышу над головой

Жилищный вопрос остается одним из самых острых в наше время. Высокие ставки по ипотечным кредитам, низкий платежеспособный уровень, недостаточные объемы и темпы строительства доступного жилья, в частности в регионах, делают мечту о приобретении собственной квартиры дома труднодостижимой для широких масс населения, в особенности для молодых семей и граждан с невысокими доходами.

В международной практике право на жилище как одно из социально-экономических прав человека стало составной частью так называемого «права на достаточный жизненный уровень», закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах Генеральной Ассамблеи ООН в 1976 году. Это право включает в себя такие элементы, как правовое обеспечение проживания, наличие услуг, материалов, возможностей и инфраструктуры, доступность с точки зрения расходов, пригодность для проживания, местонахождение, адекватность с точки зрения культуры. Кроме того, оно рассматривается как право отдельного лица или семьи на жилье, независимо от возраста, экономического положения, национальной или конфессиональной принадлежности. В Конституции Казахстана это право рассматривается как право на жилье, в частности, оно гласит, что «в Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Другими словами, Казахстан проводит политику, соответствующую международным стандартам, и принимает меры для решения вопросов обеспечения населения доступным жильем, в первую очередь для социально уязвимых слоев. Направление этой политике задает Президент страны Нурсултан Назарбаев, поставив в 2016 году перед Правительством задачу обеспечения доступным жильем 1,5 млн. семей в предстоящие 15 лет.

За годы независимости сделано немало. Приняты и реализованы государственные программы развития жилищного строительства в РК на 2005-2007 и 2008-2010 годы, по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов Республики Казахстан на 2010-2014 годы, жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы и «Доступное жилье-2020», а также программы развития регионов до 2020 года. Программа «Нұрлы жол», реализуемая сегодня, занимает среди них важнейшее место. По данным Министерства по инвестициям и развитию, с 1991 года построено свыше 126 млн. квадратных метров жилья, обеспечив порядка 1,2 млн. семей квартирами. При этом в 2016 году количество введенных жилищ впервые превысило уровень 1991 года.

Постоянно совершенствуется законодательная база по вопросам жилищного строительства, в частности, за последние годы Парламентом страны рассмотрены и приняты законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 28 октября 2015 года, «О долевом участии в жилищном строительстве» от 7 апреля 2016 года, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции и государственной поддержки жилищного строительства» от 28 декабря 2016 года.

Во многих странах жилищный рынок стал приоритетом государственной инвестиционной политики, обладает высоким мультипликативным эффектом, генерирующим инвестиционную активность в смежных областях. Казахстан – не исключение. Строительная отрасль остается одним из важнейших драйверов экономики и обеспечивает 6% ВВП Казахстана и порядка 700 тыс. рабочих мест. Особое внимание уделяется развитию сектора жилищного строительства, доля которого в структуре ВВП по строи- тельной отрасли составляет 11%.

В 2017 году начался новый этап в жилищном строительстве Казахстана. С января 2017 года в Казахстане стартовала реализация единой программы жилищного строительства «Нұрлы жер», в которой интегрированы все жилищные вопросы из действующих программ.

Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев, программа будет иметь значительный социальный эффект. Помимо новых рабочих мест миллионы казахстанцев смогут значительно улучшить условия жизни. Программа работает по следующим основным направлениям: строительство арендного жилья без выкупа для наиболее социально уязвимых слоев населения, развитие индивидуального жилищного строительства путем подведения необходимой инфраструктуры, увеличение объемов строительства кредитного жилья по принципу «револьверности» для вкладчиков Жилстройсбербанка и очередников акиматов, а также стимулирование частных застройщиков путем субсидирования части вознаграждения займов строительных компаний и поддержка ипотечного кредитования через субсидирование ипотечных займов.

Аналогичные программы работают и у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу. В Российской Федерации – государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», рассчитанная до 2025 года. В Республике Беларусь – государственная программа «Строительство жилья на 2016– 2020 годы». В частности, строительство жилья в этой республике осуществляется в основном за счет средств населения через систему жилищно-строительных кооперативов и долевое строительство. Государство участвует в строительстве жилья посредством выдачи льготных кредитов населению и строит социальное жилье для приоритетной категории граждан, которое остается в собственности местных исполнительных органов.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос об эффективной реализации программы. Во исполнение поручения Главы государства по контролю депутатами Парламента за реализацией государственных программ в Сенате Парламента состоялось заседание «круглого стола» депутатской группы «Өңір» на тему «О ходе реализации программы «Нұрлы жер» в регионах страны» с участием представителей государственных органов, национальных компаний, банков второго уровня. Министерством по инвестициям и развитию и АО «НУХ «Байтерек» проводится большая работа в этом направлении.

Общий ввод жилья к годовому плану выполнен на 87,1%, что есть очень хороший показатель. Акиматами областей также ведется активное исполнение программы. К примеру, в Мангистауской области по итогам 10 месяцев 2017 года введено 676,5 тыс. квадратных метров жилья, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 19%. Аналогичные показатели по росту вводимого жилья наблюдаются практически по всем регионам. Интересный опыт при реализации программы нарабатывается в Кызылординской и Западно-Казахстанской областях. Это говорит о том, что программа набирает обороты.

В то же время ход обсуждения показал, что необходимо рассмотреть возможность точечных изменений программы. Среди них рассмотрение вопроса увеличения суммы займов для участников программы, в особенности для городов Астаны, Алматы, Актау, Атырау и Шымкента. В перечисленных городах рыночная стоимость жилья значительно выше средних цен по стране. Кроме этого, происходит рост стоимости жилья на первичном рынке, соответственно увеличение параметра по сумме займа позволит расширить возможности потенциальных участников программы. Другой вопрос, требующий рассмотрения, – снижение первоначального взноса по ипотечному займу для жилья, приобретаемого в рамках программы. Цель – увеличение доступности кредитных ресурсов для населения. В то же время необходимо учитывать возникающие риски для банков второго уровня, такие как увеличение давления на капитал банков и увеличение вероятности возникновения просрочек, дефолтов по кредитам. Смягчение условий по первоначальному взносу усилит долговую нагрузку на заемщика, поскольку увеличение размера суммы основного долга предполагает рост размера ежемесячного платежа по ипотечному займу. Недооценка рисков возвратности ресурсов заемщиками наблюдалась в период развития ипотечного кредитования в период с 2000 по 2007 год.

Активное ипотечное кредитование населения банками в указанный период, сопровождающееся смягчением кредитных условий, в том числе за счет снижения размера первоначального взноса, впоследствии отразилось на росте проблемных кредитов. Кроме этого, есть еще вопросы, связанные с созданием системы гарантирования займов, предоставляемых застройщикам при недостаточности залогового обеспечения для соответствия требованиям банков второго уровня по аналогии системы гарантирования в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020», финансирования физических лиц на долевое участие в жилищном строительстве при наличии гарантии АО «Фонд гарантирования жилищного строительства». Все эти и другие конструктивные предложения, прозвучавшие в ходе «круглого стола», проведенного депутатской группой «Өңір», от представителей государственных органов, бизнеса и банковского сектора, требуют тщательного рассмотрения и анализа. В случае их принятия потребуются внесение ряда изменений в программу «Нұрлы жер» и соответствующие законодательные акты, что, на мой взгляд, значительно повысит эффективность программы и позволит добиться конечной цели – обеспечения комфортным и качественным жильем миллионов граждан Казахстана. В свою очередь депутаты Сената готовы поддержать такие предложения, направленные на реализацию политики Президента страны по повышению благосостояния народа и государства.

Автор: Михаил БОРТНИК, депутат Сената Парламента РК 


ID: 16171

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Внимание!

  • 15 мая будут включаться электросирены
    «ВНИМАНИЕ ВСЕМ! Под руководством Департамента по чрезвычайным ситуациям Мангистауской области проводится проверка областной системы оповещения.
  • Прием граждан!
    Члены совета по этике в Мангистауской области осуществляют личный прием граждан согласно графику по фактам нарушения государственными служащими требований Законов о государственной службе.
  • Защита прав потребителей продолжает оставаться актуальной
    13.03.2018 года, в преддверии 15 марта 2018 года, когда весь мир отмечает день защиты прав потребителей, по инициативе ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей", при поддержке ГУ "Управление внутренней политики Мангистауской области" и с участием уполномоченного органа по защите прав потребителей, Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК, была организована телевизионная передача "Правое поле".
  • Ориентировка
    За совершение тяжкого преступления сотрудниками ОКП УВД г. Актау  разыскивается:
  • Подпишитесь на любимую газету!
    В скорости получения информации с Интернетом, радио или телевидением печатным изданиям соревноваться не стоит. Газета или журнал существуют для души и для ума, а в особенности для старшего поколения. Берешь в руки свежий номер, находишь на его страницах интересный, живой, глубокий аналитический материал – хорошее настроение на целый день, а то и два – обеспечено. Вы еще не оформили подписку на любимую газету «Огни Мангистау»? Спешите!!!
  • Каждым подписчиком дорожим!
    Уважаемые читатели, пришла пора подписываться на 2018 год на любимую газету Мангистауской области – «Огни Мангистау».

Архив статей

Показать все за период: